Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Физика вокруг нас

Цель программы углубление и расширение знаний школьников начального звена по физическим явлениям, полученных по предмету «Окружающего мира» Объект современные проблемы образования, которые оказывают воздействие на развитие школьника. Предмет основные физические и природные явления и их изучение как неотъемлемая часть обучении школьников. Главная задача сформировать умения проводить анализ и объяснять в ходе работы результат в связи законов природы, а также развить навыки пользоваться учебным оборудованием

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя образовательная школа

с.Прибельский муниципального района

Кармаскалинский район Республики Башкортостан

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»

Выполнил: учитель физики

Минченкин Александр Сергеевич

2024

Пояснительная записка

Составную часть учебно-воспитательного процесса и одной из основных форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность. Под внеурочной деятельностью понимается организованная деятельность во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в активном досуге, в самоуправлении и полезной для общества деятельности.

На сегодняшний момент одна из приоритетных задач учителя – помочь школьнику не только получать знания, но и самому научиться анализировать и применять их. Эта задача считается непростой, и чтобы образовательный процесс был успешным, учитель должен добиваться от своих обучающихся усердной учебной работы. Только в этом случае, так называемого деятельностного подхода, ученики овладевают знания и навыки.

Школьники начальных классов являются «почемучками». У них всегда появляются все новые и новые вопросы в ходе учебы на различные темы, в том числе связанные с физикой. В этом возрасте у них сильно проявлен интерес делать что-то руками. Им несложно научиться проводить наблюдения и узнавать физические явления, находя причинно-следственные связи. И уже к 7-ому классу, им легче начинать изучать физику, знакомы со множествами физическими явлениями и умеют обосновать их. Что сразу же подвинет к успешному изучению предмета.

Целевая аудитория: ученики начальных классов, классные руководители и учителя-предметники.

Организованное объединение современных проблем образования (влияние интернета на развитие и здоровье, на модель поведения, безопасность школьников), и их решений и раскрывает новизну проекта.

Цель программы: углубление и расширение знаний школьников начального звена по физическим явлениям, полученных по предмету «Окружающего мира»

Объект: современные проблемы образования, которые оказывают воздействие на развитие школьника.

Предмет: основные физические и природные явления и их изучение как неотъемлемая часть обучении школьников.

Главная задача: сформировать умения проводить анализ и объяснять в ходе работы результат в связи законов природы, а также развить навыки пользоваться учебным оборудованием

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

• развитость умственных интересов и творческих способностей школьников;

• самостоятельность в получении новых знаний и практических навыков;

• стимул учебной деятельности учащихся в рамках личностно ориентированного подхода.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

• самостоятельно называть тему и цели занятия;

• делать план решения образовательной проблемы урока вместе с педагогом;

• заниматься по сформированному плану, проверяя свои действия с целью и задачами и внести изменения в случае не состыковки;

• при работе с педагогом разработать критерии оценки полученных знаний и сформировать степень успешности выполнения своей работы, а также одноклассников в согласии с данными критериями.

Познавательные УУД:

• анализировать и изменять информацию из одного типа в другую (делать план, схемы, таблицы, чертежи и др.);

• уметь использовать словари и справочники;

• устанавливать причинно-следственные связи и строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

• изложить и объяснять свою точку зрения;

• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

• рассказывать о результатах своей деятельности, принимать участия в дискуссиях, сжато и четко отвечать на вопросы;

• приходить к общему соглашению при коллективной деятельности;

• уметь задавать вопросы по данной теме.

Практическая значимость: данный проект по внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» для учащихся начальных классов может быть использована в работе учителей физики.

Формы работы: беседы, устного опроса, практических исследований, дискуссий, групповой работы.

Программа рассчитана на 1 учебный год: 34 учебных часа. 1 раз в неделю.

Материальное обеспечение: класс, мультимедийная доска с доступом в сеть Интернет, учебное оборудование по физике.

Содержание программы

Тема №1 «Введение». Дети приходя в кабинет. Рассказываю об особенностях кабинета. Объясняю технику безопасности. Рассказываю в общих чертах чем мы будем заниматься. «Состояние вещества». 3 бутылочки, попробуем сжать каждую из них, что получилось, в каком состоянии находятся вещества. Рассказ учителя о строении вещества. Демонстрация опытов.

Тема №2 «Изучение свойств жидкости. Замерзание воды - уникальное свойство». Рассматриваем свойства воды. Цвет, запах, вкус, форма, прозрачность. Рассматриваем как меняет форму и объем замершая вода. Помещаем кубики льда в воду и наблюдаем за уровнем воды и процессом таяния льда. Заносим данные в таблицу. Делаем выводы.

Тема № 3 «Вода - растворитель». Опыты на растворимость. В воде растворяем соль, краски, песок. Наблюдаем за растворимостью. Заносим данные в таблицу. Делаем выводы.

Тема №4 «Воздух. Свойства воздуха». Изучение свойств воздуха: цвет, запах, вкус, форма. Заполняем таблицу. Делаем выводы.

Тема №5 «Что происходит с воздухом при его нагревании». Наблюдаем, как меняются свойства воздуха при его нагревании. На бутылку с горячей водой надеваем шарик и наблюдаем, как он поднимется (выполняется учителем). Замеряем температуру воздуха у пола и у потолка, данные записываем в таблицу. Делаем выводы.

Тема №6 «Свойства твердых тел.  Изменение объемов тела». Наблюдаем, как меняется форма тела при нагревании. Делаем выводы. Выполняем зарисовки в тетради.

Тема №7  «Урок обобщение. Игра». Группа делится на две команды, выбирают название команды из предложенных. Игра проводится в 3 этапа. 1 – разминка (загадки). 2- объясни опыт, 3 - разгадай ребус. Итог урока: каждая команда изготавливает коллаж по теме «Строение вещества».

Тема №8 «Что холоднее?». Демонстрируется фокус с монеткой, учащимся предлагается разгадать его.  В игровой форме завязываем детям глаза и на ощупь они определяют из какого материала изготовлена деталь. Учитель объясняет, что понятие тепло относительно, в зависимости от личного ощущения. Для более конкретного понятия было введено понятие температура и градусник. История создания градусника.

Тема № 9 «Изоляция тепла. Шуба греет!? Термос». Загадки. Как согреться зимой. Жилище эскимосов иглу.  Рассказы учителя о назначении верхней одежды и принципе многослойности в одежде» и «Как раньше предки сохраняли пищу».

Тема №10 «Урок обобщение. Игра». Группа делится на две команды, выбирают название команды из предложенных. Игра проводится в 3 этапа. 1 – разминка (загадки). 2- объясни опыт, 3 - разгадай ребус. Итог урока: каждая команда изготавливает коллаж по теме «Строение вещества».

Тема №11 «Как зависит объем вытесненной воды от формы тела». Дети выдвигают гипотезу, какие тела вытеснят больше воды. В ёмкость для воды опускаем поочереди предметы разной массы и приходят к выводу, что объем вытесненной воды не зависит от массы. После чего опускаем в воду предметы разной формы. Дети делают выводы, заносят результаты в тетрадь

Тема №12 «Плавание различных тел. Почему в воде тела кажутся более легкими?». В ёмкость с водой опускаются различные предметы. Выводится условие плавания тел. Опыт в воду опускают картошку наблюдают, после чего воду насыщают солью и наблюдают как картофель всплывает. Рассказ учителя о мертвом море.

Тема №13  «Почему одни тела тонут, а другие нет?». В ёмкость с водой опускают пластилин, наблюдаем. Делаем из пластилина кораблик делаем выводы из увиденного. Металлическую крышку сначала опускаем ребром потом ложем плашмя.

Тема №14 «Явление смачивания жидкостью тел». С помощью пипетки капаем воду на листок бумаги листок намазанный парафином, наблюдаем, как капелька катается по листку. Рассматриваем куски материала проделываем то же определяем какие кусочки намокают с каких вода скатывается . Тоже с крыльев птиц, листочков растении. Делаем выводы.

Тема № 15 «Урок игра. Брейн-ринг». Загадки ребусы. Группа делится на две.

Выбирается командир и название команды согласно пройденным темам.

Тема № 16 «Атмосфера». Даем понятие атмосфера. Её  влияние на микроклимат Земли.

Тема № 17 «Атмосферное давление». Доказательство атмосферного давления фокус как достать монету из воды не намочив рук.

Тема № 18 «Зависимость атмосферного давления от высоты». Знакомство с прибором для измерения давления «барометр». Измерение давления на 1 этаже здания и на 2 этаже делаем выводы.

Тема № 19 «Влияние атмосферного давления на живые организмы». Рассказ учителя как живые организмы используют атмосферное давление на примере присосок.

Тема № 20 «Источники звуков». Интернет ресурсы. Различные звуки. Металлическая линейка получаем звук уменьшая длину линейки. Знакомство с прибором камертон. Получение звуков разной частоты.

Тема № 21 «Причина возникновения звуков». Опыты с хрустальным бокалом. Изготовление телефона. На нитку нанизываем два стаканчика дном друг другу завязываем узел . Один говорит другой слушает. Делаем выводы как распространяется звук.

Тема № 22 «День непослушания». Дети приносят различные стеклянные ёмкости наполняем водой до разной высоты и играем на получившемся инструменте.

Тема № 23 «Звуки природы». Учимся слушать и слышать звуки природы.

Тема № 24 «Компас. Принцип работы». Знакомство с компасом. Как пользоваться. Изготавливаем простейший компас (на воду опускаем пробку, на нее кладем иголку и ждем, пока она не повернется). Рассказ учителя «История создания компаса».

Тема № 25 «Магнит». Магниты полосовые, дугообразные. Наблюдаем за взаимодействием. Магнитный конструктор.

Тема № 26 «Магнитное поле Земли». Рассказ учителя «Как ориентируются птицы, насекомые по полю земли».

Тема № 27 «Урок- игра». Класс делим на группы. Ребята готовят вопросы друг другу. Отгадывают загадки.

Тема № 28 «Электричество на расческах». Электризация шарика, воды, мыльного пузыря.

Тема № 29 «Осторожно, статическое электричество». Рассказ учителя «Прочему зимой при снятии одежды волосы дыбом становятся. Как уберечь оргтехнику от статического электричества».

Тема № 30 «Полезные свойства электричества». Демонстрация опытов применения электричества в быту.

Тема № 31 «Солнечные зайчики». Как поймать солнечного зайчика, источник света, зеркальце. Прямолинейное распространение света. Тень. Затмение.

Тема № 32 «Цвета компакт диска. Мыльный спектр». Дети наблюдают за спектром света сначала на компакт дисках, потом на мыльной пленке.

Тема № 33 «Радуга в природе. Складываем цвета». Рассказ учителя «Причина возникновения радуги». Рисуем радугу. Распределяем спектр. Учим (Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь). Краски, альбом. Сложение цветов. Демонстрация раскрученного круга Ньютона.

Тема № 34«Заключительный урок». Урок- игра «Самый умный».

Тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Состояние вещества.

7

4

3

2.

Теплота – основа жизни.

3

1

2

3.

Свойства жидкости.

5

2

3

4.

Давление воздуха.

4

1

3

5.

Звуки вокруг нас.

4

2

2

6.

Магнетизм.

4

1

3

7.

Электричество.

3

1

2

8.

Свет.

4

2

2

Итого

34

14

20

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Всего часов

Дата

План

Факт

Состояние вешества

1

Введение. Правила по ТБ.

Урок знакомства. Состояние вещества

1

2

Изучение свойств жидкости. Замерзание воды - уникальное свойство

1

3

Вода - растворитель

1

4

Воздух. Свойства воздуха

1

5

Что происходит с воздухом при его нагревании

1

6

Свойства твердых тел.  Изменение объемов тела

1

7

Урок обобщение. Игра

1

Теплота – основа жизни

8

Что холоднее?

1

9

Изоляция тепла. Шуба греет!? Термос

1

10

Урок обобщение. Игра

1

Свойства жидкости

11

Как зависит объем вытесненной воды от формы тела

1

12

Плавание различных тел. Почему в воде тела кажутся более легкими

1

13

Почему одни тела тонут, а другие нет

1

14

Явление смачивания жидкостью тел.

1

15

Урок игра. Брейн-ринг

1

Давление воздуха

16

Атмосфера

1

17

Атмосферное давление

1

18

Зависимость атмосферного давления от высоты

1

19

Влияние атмосферного давления на живые организмы

1

Звук вокруг нас

20

Источники звуков

1

.

21

Причина возникновения звуков

1

22

День непослушания

1

23

Звуки природы

1

Магнетизм

24

Компас. Принцип работы

1

25

Магнит

1

26

Магнитное поле Земли

1

27

Урок- игра

1

Электричество

28

Электричество на расческах

1

29

Осторожно, статическое электричество

1

30

Полезные свойства электричества

1

Свет

31

Солнечные зайчики

1

32

Цвета компакт диска. Мыльный спектр

1

33

Радуга в природе. Складываем цвета

1

34

Заключительный урок

1

Список использованной литературы

Интернет ресурсы.

https://www.ismart.org/zanyatiya/fizika

https://dzen.ru/fixiki?tab=longs

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области