Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Родословная - старинная русская традиция»

Цель воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам. Задачи закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, о традициях и обычаях воспитывать уважительное отношение к старшим развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Дюймовочка»

МБДОУ «Детский сад №2 «Дюймовочка»

Конспект занятия для подготовительной группы.

«Родословная - старинная русская традиция»

Выполнила:

Воспитатель: Штрак О.А.

Ханты –Мансийск

Цель: воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.

Задачи: закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Техническое обеспечение: рисунки «Славянская семья», «Кузнец» Киров: Весна дизайн. Серия: Игра «Забавы в картинках»

Предварительная работа: повторение терминов родства. (Дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, дочь и т.д.) Ласковых, уважительных старинных форм терминов родства. Старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка)

Ход занятия:

Воспитатель: мы с вами много говорили о семье, рассматривали иллюстрации, репродукции картин, выучили много стихов. Сегодня мы вновь поговорим о семье, но только теперь о людях, которые жили в старину. Показывает рисунок «Славянская семья» Что изображено на рисунке? (ответы). Этот рисунок отражает современную жизнь или рассказывает нам о прошлом? (рассказывает о прошлом) Почему вы решили, что изображено прошлое? (Одежда людей необычная, старинная) Какую одежду носили в старину люди? (Мужчины носили длинные рубахи с поясом, женщины надевали рубахи, сарафаны, платочки)

Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, живут в современной квартире? (нет, они живут в избе) Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называются избами. И все в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и даже посуда. Что подсказывает нам, что они живут в старинной избе? (в избе стены деревянные, есть печь) В каждой крестьянской избе была печь. Печь в старые времена была в доме очень важна. Она согревала избу. В ней готовили еду, выпекали хлеб. Она еще и лечила маленьких детей. Набегавшись по глубокому снегу, они грели ноги на печи, а на лежанках отдыхали. В наши дни печки очень редкое явление. Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки об избе, доме?

В гостях хорошо, а дома лучше.

Не красна изба углами, а красна изба пирогами.

Без хозяина дом – сирота.

Домом жить – обо всем тужить.

В родном доме и каша гуще.

Какие старинные предметы вы видите на рисунке? (деревянные ложки и кубки, ухват с глиняным горшком в руках у девушки, прялка) Прялка удивительный предмет. Она нужна была для того, чтобы прясть пряжу – шерстяные нитки. Кудель, клочок шерсти, нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную нить, наматывали ее на веретено.

Итак, благодаря рисунку мы с вами можем представить, что попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, чужие или родные друг другу? (родные) Как можно назвать их одним словом? (семья)

Мы знаем, что эта семья жила давно. Видим, что это большая семья. Пожалуйста, подумайте: кто кем кому приходиться в этой семье? Посмотрите внимательно, постарайтесь найти на рисунке самых старших членов этой большой семьи. Кто же старше всех в этой большой семье? (дедушка и бабушка) Рядом с ними сидит отец. Как вы думаете, кем он приходится дедушке и бабушке? (он их сын) Кто стоит возле отца? (его сыновья, внуки бабушки и дедушки) Как вы думаете, почему молодые люди стоят? (они выражают свое уважение к старшим членам семьи)

В старину в семьях почитали, очень уважали старших, во всем слушались их, не смели им перечить, не перебивали их и не капризничали. Родители, дедушки и бабушки учили детей и внуков всему, что умели сами, передавали им свой жизненный опыт. Посмотрите, как внимательно сыновья слушают отца. Наверное, он рассказывает им, что-то очень важное, интересное. Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением, уважительно, ласково. Отца величали батюшкой, мать - матушкой. Дети во всем помогали родителям. Художник показал, как дочь помогает своей матушке готовить еду. С детства воспитывали привычку к труду, трудолюбие.

А чем в это время занята сама матушка? (прядет пряжу и присматривает за маленькой девочкой – своей племянницей). Кто называется племянницей и племянником? (племянники – это дети братьев и сестер)

Чья дочь эта маленькая девочка, которая изображена на рисунке? (дочь брата отца, дяди) Для отца и матери этой семьи маленькая девочка – племянница. А сыновьям и дочерям кем она приходится? (двоюродной сестрой) Кем приходится маленькая девочка бабушке и дедушке? (внучкой) Как вы думаете, у этой девочки есть родители? (да, у нее есть мать и отец) Кто-нибудь из ее родителей изображен на этом рисунке? (да, ее отец, он входит в избу). Отец этой маленькой девочки приходится братом отцу большой дружной семьи, изображенной на рисунке, и дядей его детям.

Семьи в старину были дружными, родственники всегда помогали друг другу. Пока брат отца со своей женой были заняты, ездили в город на ярмарку, за их дочерью присматривали его родные. Люди были отзывчивыми и гостеприимными, как говорили раньше – хлебосольными. Гостей встречали хлебом – солью. Любили веселье, игры, пляски, хороводы.

Пожалуйте гости дорогие!

Веселья вам да радости!

Проходите, будьте как дома!

У нас для каждого найдется и местечко и словечко.

Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

В тесноте, да не в обиде.

Сядем рядком, да поговорим ладком.

Такие были в старину обычаи, традиции.

Физкультминутка «Самовар»

Само – само – самовар, на столе красуется (руки на пояс, повороты влево, вправо)

Дышит так, что виден пар - дед им все любуется (руки в стороны, улыбаются)

Сапогом его качай, ох, как разгорается, (сжимают кулачки и поднимают – опускают их)

Само – самоварит чай, жаром обливается (приседание, «утерли пот»)

Пых – пыхтит как паровоз, ждем мы с нетерпением (вдох, выдох - пых)

Сушки дед вчера принес – с чаем наслаждение! (соединяем каждый пальчик по очереди с большим пальчиком)

Чашки ставим, блюдца тоже, чай душистый в них налит (чашка кулак, блюдце ладошка)

В самоваре все похожи – в отраженье дед глядит (смотрим друг на друга)

Взяли в руки все по блюдцу, только надо остудить (показали ладонь и подули)

Ах, из самовара сладко, чай с баранками нам пить (поклонились)

Воспитатель: обычай – то, что принято делать обычно, по привычке, каждый день. Традиции – это издавна принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов детям, внукам и со временем становились традициями. Давайте еще раз повторим, какие были обычаи в старину. (Дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными и т.д.) Как обращались друг к другу в семье? Как ласково, уважительно называли маму, отца, других членов семьи? (Матушка, батюшка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка)

Какие хорошие, замечательные обычаи. Мы тоже постараемся им следовать, будем поддерживать традиции. В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Предки – это наши родные, которые жили до нас, вперед нас, пред нами. Мы их потомки, мы живем потом, после них. Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, дедушках и бабушках, о предках.

Этой традиции тоже нужно следовать, постараться как можно больше узнать о своих предках, сохранять о них память.

Чем мы с вами сегодня занимались? Сегодня, мы узнали, как жили люди в старину, как жили наши предки, какие у них были обычаи.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области